КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович

КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович
(ок. 1728, м. Келеберди, Украина - ок. 1794, Петербург)
   философ и политический деятель. Учился сначала в Киевской духовной семинарии, а затем в гимназии при Академии наук в Петербурге. В 1752–1766 гг. - на армейской службе. В 60-е гт. преподавал математику и механику в Артиллерийской и инженерной школе. В 1767 г. избирается депутатом в Комиссию для сочинения проекта нового уложения от Днепровского пикинерского полка. В комиссии К. был достаточно активен, получили известность, в частности, его мнения о преимуществах дворянства (против представителей родовитой аристократии) и о положении крестьян. В 1788–1793 гг. сотрудничал в возобновленной комиссии по проекту нового уложения, занимая одновременно пост инспектора Гимназии чужестранных единоверцев в Петербурге. Литературное наследие К. помимо специальных пособий по математике, фортификации и т. п. включает различные переводы: "История славных государей и великих генералов с рассуждениями о их поступках и делах, собранная господином Шофиным из сочинений Рол-лена, Кревиера и др. " (Спб., 1765); "История датская" Голберга (Спб., 1765–1766); "Государь и министр" Ю. Мо-зера (Спб., 1766); "История о переменах, происходивших в Швеции" аббата Верто (Спб., 1764–1765); "Статьи о философии и частях ее из французской энциклопедии" (Спб., 1770). Осн. философскими работами К. являются "Философические предложения" (Спб., 1768) и "Рассуждения двух индийцев Калана и Ибрагима о человеческом познании" (Спб., 1788). Последнее соч., вероятно, написано в соавторстве с известным врачом Н. М. Максимовичем-Амбодиком. По содержанию это философские словари, можно сказать, миниатюрные энциклопедии, разумеется, компилятивного характера, чего автор и не скрывает. "Философические предложения" охватывают весь круг дисциплин, рассматривавшихся тогда как подчиненные философии, - логику, метафизику, психологию, этику, юриспруденцию и политику. "Рассуждения…" ограничиваются в осн. естественно-научной тематикой. К. признается, что философией начал заниматься самостоятельно и многое почерпнул из чтения книг: "…хотя и не учился ни от кого философии, по примеру прежних моих сочинений выбрал из тех книг полезные для человеческого рода истины и к тем присовокупил и мои, изведанные надежными опытами". В формальном отношении "Философические предложения" воспроизводят известные компиляции поздних вольфианцев, но содержательная часть поражает своим разнообразием. К. питал слабость к философии фр. Просвещения. В заключительной части своего труда он сочувственно излагает теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо и, кроме того, многое заимствует у Ш. Монтескье. Впоследствии К. относился к своей первой философской работе с изрядной долей критицизма. Так, в "Рассуждениях двух индийцев…" мы читаем: "Припишите это моей молодости и слепоте ее, стремившейся к легкомысленному любочестию, вмените незнанию вообще натуры вещей, заглушённому множеством наук. Ежели б я в нынешние мои лета сочинял те предложения, то бы убавил там по крайней мере третью долю излишнего параду". К., получивший инженерное образование, считал важнейшей задачей философии общественную и частную пользу и потому низко оценивал отвлеченные системы. Так, он неоднократно критиковал вольфианство: "…сожалительно на некоторых философов, что они в преподаянии наблюдают порядок весьма ученый и доказывают нам многие натуральные истины без нужды, мы их без доказательства понимаем лучше… сколько тут теряется напрасного времени на вразумение такого учения, которое больше затрудняет, нежели изъясняет науки". К. был убежденным сторонником просвещенного абсолютизма. Государство, по его мнению, обязано обуздывать незаконные поползновения частных лиц и свято блюсти общественную пользу. Не выступая в целом против крепостного права, К. тем не менее полагал, что центральная власть должна проводить активную внутреннюю политику и защищать интересы как крестьянского населения, так и землевладельцев.
   С о ч.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. М., 1952. Т. 1.
   Л и т.: Щипаное И. Я. Философия русского просвещения.; Вторая половина XVIII века. М., 1971.
   А. В. Панибратцев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович" в других словарях:

  • Козельский, Яков Павлович — Яков Павлович Козельский укр. Яків Павлович Козельський Род деятельности: философ просветитель, переводчик, писатель, педагог Дата рождения …   Википедия

  • Козельский Яков Павлович — писатель и переводчик (родился в 1735 году). Преподавал артиллерию и механику в артиллерийском и инженерном шляхетском корпусе; был сочинителем в дирекционной комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Его главные труды: Арифметика (СПб.,… …   Биографический словарь

  • Козельский Яков Павлович — [1728, м. Кемберда Полтавского полка – после 1793, Малороссия]. Происходил из войскового укр. казачества; старший брат К., также Яков, в 1767 был депутатом Комиссии нового Уложения (в некоторых биографиях сведения о братьях совмещены). К. окончил …   Словарь русского языка XVIII века

  • Козельский Яков Павлович — (родился около 1728 ‒ умер после 1793), русский просветитель, философ материалист. Выходец из среды украинского служилого казачества. Получил образование при Петербургской АН. Преподавал в Артиллерийской и Инженерной школах, затем служил в Сенате …   Большая советская энциклопедия

  • КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович — (ок. 1728 ок. 1794) русский просветитель, философ. Развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович — (род. ок. 1728 – ум. ок. 1794) рус. просветитель и философ. Разделял философию на теоретическую (логика и метафизика) и практическую (нравоучительную), а «философское» познание – на математическое и историческое, хотя и со своей спецификой,… …   Философская энциклопедия

  • Козельский, Яков Павлович — учитель артиллерийского корпуса и член малороссийской коллегии, ум. после 1789 г. Известен своими переводами и некоторыми самостоятельными сочинениями. Из переводов, ему принадлежащих, известны: 1) Вертота, "История о переменах произошедших… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Козельский Яков Павлович — (около 1728  около 1794), российский просветитель, философ. Развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества. * * * КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович (ок. 1728 ок. 1794), русский просветитель,… …   Энциклопедический словарь

  • Козельский Яков Павлович — писатель. Служил в артиллерии, был в 1760 х гг. преподавателем механики и артиллерии при артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе, затем перешел в гражданское ведомство и служил, в чине статского советника, членом малороссийской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Козельский, Яков Павлович — писатель. Служил в артиллерии, был в 1760 х гг. преподавателем механики и артиллерии при артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе, затем перешел в гражданское ведомство и служил, в чине статского советника, членом малороссийской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОЗЕЛЬСКИЙ Яков Павлович — (1728 1793) рус. просветитель, философ материалист. Выступал против схоластики и идеализма. Филос. взгляды К. на природу, не будучи свободными от элементов деизма, в целом были материалистическими. К. считал, что натура (природа) предшествует… …   Атеистический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»